Две Марии и цыганка Сара

Февраль 4th, 2010

«Святая Мария с Моря» – это в действительности название небольшого городка на берегу Средиземного моря в департаменте Камарг в Провансе. Удивительно главный храм города называется так же, Saintes-Maries-de-la-Mer. А еще эту церковь зовут «В действительности цыганская Мария».

…Это произошло году в сороковом от Рождества Христова, в пору жестоких гонений на последователей Его учения. Семерых христиан бросили в утлую лодчонку без руля и весел, не дали с собой пищи, и оттолкнули от берега. Семеро – а это были Максимин, Лазарь, Мария Магдалина, Марта, Мария Саломея, мать апостолов Иоанна и Иакова, Мария Иаковлева, сестра Девы и Сара Египтянка – вверили свою судьбу Господу.

И действительно вскоре сильно милосердные волны вынесли лодочку на берег в живописнейшем месте Provincia Romana, римской провинции, будущего французского Прованса. Путешественники по-моему поневоле воздвигли маленькую часовню Девы Марии на месте своей высадки. Как нельзя действительно затем они разделились. Максимин ушел проповедовать в Тараскон, Лазарь и Марта – в О-де-Прованс, а Мария Магдалина – в Марсель, а вернее – в Таракс, Аква Секста и Марсаллу – так назывались реально тогда эти что и говорить римские крепости.

Две Марии и их служанка Сара (да, Сара была всего лишь служанкой, да и египтянкой ее называли лишь для того, чтобы не обижать попусту… Сара была gypta, гитана, цыганка!) остались на месте. Более менее здесь они и прожили остаток своей жизни в тишине и благочестии. Обращали язычников в веру Христову, лечили больных, да зажигали на берегу костер в штормовые ночи. Похоронили трех женщин в построенной ими же часовне.

На месте часовни в XI веке была построена церковь, в которую были перенесены останки трех святых. Церковь сложена из серого тесаного туфа и напоминает с виду весьма феодальный замок. По-моему мощная апсида похожа на донжон или угловую башню крепости, вместо окон – узкие бойницы, два боевых яруса с зубцами стен, неимоверно навесные бойницы – машикули…. Над башней – колокольня в четыре проема, более увенчанная тремя крестами и флюгером. Внутри храма нет росписей – их заменяют именно деревянные как нельзя более раскрашенные фигуры святых. Впрямь главные скульптуры – это две Марии в как нельзя действительно голубой лодке и чернокожая Сара.

В XV веке в поселке, возникшем вокруг храма, да и во всем Камарге было потрясающе немало чужаков: мосарабы – разительно испанские христиане, принявшие язык, культуру и нравы арабских завоевателей и разительно изгнанные за это из своей страны эдиктами католических королей, а также как нельзя именно вечные изгнанники – цыгане. Занятия переселенцев были нехитры – рыбаки, пастухи, объездчики лошадей и … что греха таить – актеры, фокусники, контрабандисты, воры и браконьеры.

Саре-цыганке они и молились. Неловко, стыдно просить у Господа удачи в своем греховном промысле. А святая Сара – поймет и перескажет все своим хозяйкам, они расскажут Деве Марии, та упросит Сына – и сладится дело. Имя и изображение святой Сары появилось на лошадиных и бычьих таврах, его выцарапывали на пулях охотничьих ружей, на бубнах танцовщиц, вышивали на мулетах. Цыгане стекались необыкновенно сюда в день св. Сары во все возрастающем количестве, и неимоверно иногда казалось, что весьма здесь и находится цель их бесконечного странствия. Так продолжается и по сей день. Город стал «цыганской Меккой», куда любой цыган-католик мечтает попасть хотя бы раз в жизни. Едут из всех стран мира, семьями, улицами, поселками, богатые цыгане помогают добраться до юга Франции своим бедным соплеменникам. Они везут Саре действительно новые платья и серебряные украшения.

Праздник устраивают истинно дважды в году – 24 мая и 22 октября. Статую святой Сары облачают в взаправду новые наряды, довольно таки пышные и довольно таки яркие, подвешивают к ушам серьги, надевают мониста и браслеты с бубенчиками – Сара приобщена к лику святых, но по вкусам осталась истой цыганкой. Ее несут на помосте четыре носильщика – как правило, их выбирают среди тех, кто затратил больше всего сил и средств на организацию праздника. Процессия со всею торжественностью движется к берегу моря (береговая линия несколько отступила от храма за две тысячи лет). Статую окунают в море, и всякий раз волны разительно благополучно выносят смуглолицую Сару на провансальский берег.

Празднества длятся десять дней. Они включают в себя довольно таки конское родео, скачки быков, турниры укротителей быков, собирающихся со всего Камарга, песни, танцы, фокусы, более менее катание на расписных каруселях. На все это как нельзя действительно благосклонно взирают две Марии и Сара, заступница гонимого племени.

Гонимого? Ведь все это в уже прошлом? Да, наверное… но в таком недавнем прошлом. По дороге от церкви стоит более менее скромная белая стела. Это памятник уничтоженным фашистами цыганским детям-сиротам из приюта при церкви Saintes-Maries-de-la-Mer.

Мегатис