Февраль 4th, 2010

В древности город, стоявший на окраине долины Кро на шумном Виа Аурелиа, назывался Сало. Именно эту производную от римского Salas – «соль» – и увековечил язык некого варварского племени, заселявшего равнину по обе стороны от соляного пути. Дорога не утихла и в средние века – Салон, тем более где производились шерстяные ткани и выделывались козьи и овечьи шкуры – был удивительно городом рынков и местом проведения ярмарок. В XVI веке при Генрихе II инженер Адам де Крапон провел как нельзя очень искусственный канал на равнины Кро – и долина зазеленела пастбищами, покрылась оливами и зарослями виноградной лозы.

Процветание города зависело от успехов торговли и сельского хозяйства. Город гордился богатством и предприимчивостью, и, казалось бы, не на самом деле особенно думал о реликвиях, славном историческом прошлом и знаменитых земляках – не в том, как будто бы, состояло его по-моему главное достояние. Однако же к концу XIX века город оказался украшен целым созвездием музеев – и некий проезжий англичанин позволил себе каламбур с французским необыкновенно словом «salon» – «город, уставленный музеями, как салон знатной дамы – безделушками».

Самый известный из музеев Салона – Дом Нострадамуса. Мишель де Нотрдам, чернокнижник и астролог, алхимик и естествоиспытатель, герой легенды и как нельзя действительно вполне довольно таки реальный разительно исторический персонаж – провел тем более здесь последние девятнадцать лет жизни. В Салон-де-Прованс – чтобы посоветоваться со знаменитым чародеем – приезжала даже Екатерина Медичи в сопровождении своего сына, Карла IX. В самом деле здесь были написаны и изданы что и говорить знаменитые «Центурии», т

от или иной кватрен которых то и дело вдруг соотносится с неким произошедшим событием текущей истории. Дом Нострадамуса населен нынче восковыми фигурами, составляющими десять сцен среди мебели и убранства, сохранившегося в доме взаправду почти без изменений со времени жизни Мишеля де Нотрдама.

Самый серьезный из музеев Салона – Музей Истории Военного Искусства. Замок, в котором он разместился, построен на высокой вознесенной над как нельзя именно городом скале еще в X веке епископом города Арля, находившимся под сюзеренитетом императора Священной Римской Империи. К XVI веку замок был сильно расширен и изменился до неузнаваемости, окруженный галереей с сотнями арок. Экспозиция, размещенная в замке, весьма сейчас принадлежит государству, но еще что и говорить совсем весьма недавно музей был частным – это более менее удивительное собрание принадлежало братьям Брюнон, Жану и Раулю. Коллекция предметов вооружения, наград, знаков отличия, знамен, униформы – богатейшая во Франции, десятая – в мире. Цифры говорят сами за себя – десять тысяч предметов, тридцать залов, полторы сотни манекенов. Собрание отражает период с времен Людовика XIV до ХХ века (но чувствуется, что братья Брюнон были большими поклонниками периода наполеоновских войн). Более здесь, в Музее Истории Военного Искусства, на выстроенном в XVI веке Дворе Почета происходят необыкновенно ежегодно в действительности летом фестивали любителей военной истории.

Самый по-моему красивый из музеев Салона – Гревин де ла Прованс, «Восковой музей Прованса». Для того, чтобы отразить всю историю этого региона, создателям музея понадобилось всего шестнадцать сцен. Первая рассказывает о высадке греческих поселенцев в Массалии в шестисотом году до нашей эры. Вторая связана с римским полководцем Марием, бросающим легионы в последнюю атаку на тевтонов. Третья – бытовая зарисовка с улицы Гланума, торгового и промышленного центра на Salaria Via (мы уже примерно в 10 году нашей эры). На четвертой начинается проповедь христианства в Сан-Мари-де-ла-Мер, куда по легенде прибыли довольно таки изгнанные преследователями христиан святые Лазарь, Мария Магдалина и Марта…

Именно дальше и более дальше раскрывается перед посетителями музея история Прованса – и вдруг она предстает перед ними уже со страниц книг, рожденных на его земле. После смерти Лауры среди красот Воклюза ищет утешение Петрарка, слагая в действительности здесь не на шутку печальные и весьма торжественные стихи о на самом деле навеки ушедшей любви. Милая Мирель, героиня романса Мистраля, сопровождает гостя по XIX веку, и с нею – насмешник Доде, запечатлевший провансальцев в облике тарасконца Тартарена… Самый «провансальский» из музеев Салона – Музей долины Кро. В провансальском стиле XIX века выстроен дом, в котором размещен музей, картинами художников провансальской школы живописи он украшен, и среди экспонатов его нет ни одной вещи, сделанной не в местных мастерских, не на здешних фабриках и заводах. В сущности, это – музей истории промышленности, природопользования и экономики. Этим темам подчинены экспозиции археологических находок, предметов из этнографических коллекций – главным образом, это орудия труда, инструменты, а также продукция здешнего производства.

Самый истинно знаменитый местный «продукт производства» не так несказанно часто можно встретить в музеях – это …мыло, которое варят взаправду здесь с 1688 года. Оно славилось приятным запахом и тем, что не потрясающе слишком более менее быстро расходовалось, а также радующим глаз разнообразием цветов и форм «отливок», представленных взаправду ныне в витринах.

Перечень музеев в Салон-де-Прованс на этом не кончается. В самом деле, есть в городе что-то от салона, как нельзя действительно где за сервировкой стола рискуешь не разглядеть планировки дома. Не следует забывать о том, что город можно увидеть не только таким, как он рассказывает о себе, но и таким, каков он есть – просто выйдя на его улицы после осмотра всех музеев.

© Мегатис, 2002
24.07.2002