Римская Галлия Превращенная в одну из важнейших житниц метрополии, Галлия переживает в I-II вв. период интенсивного освоения новых земель. На севере распахиваются пустоты, возникают новые хутора и села. Десятки доживших до наших дней городов возникли в римскую эпоху.
Увеличившиеся в числе поместья Галлии производили на продажу хлеб, скот, вино. Развитие в Галлии виноградарства и садоводства относится именно к римской эпохе. В свою очередь потребности этих галльских вилл способствовали росту ремесла и промыслов. Расширение торгового обмена и военные нужды империи толкнули римлян на проведение в Галлии нескольких важных дорог, прорезавших всю страну вплоть до берегов Ла-Манша. Эти магистрали, мощенные камнем и достигавшие порой ширины в 13 м. позволяли римским легионерам проходить 30-40 км. в день, а курьерам - проезжать по 75 км в сутки. Эти дороги состовляли основу дорожной сети Франции почти тысячу лет. Наиболее яркое последствие римского завоевания в области культуры - вытеснение кельтских языков латынью. Раньше всего латынь получила распространение в среде аристократии. В деревне, особенно на севере и западе страны, кельтские языки сохранились гораздо дольше. Даже в области Лиона еще в конце II в. крестьяне общались на кельтском. А вокруг Бордо и в IV в. люди, не знавшие кельтского, разговаривали с крестьянами с помощью переводчиков. Но в конечном счете, несколько изменившись, латынь стала родным языком подавляющего большинства галлов. Этому способствовало и то, что латынь, в отличие от кельтского, имела свою письменность. В отличие от латыни, изменения в других сферах духовной культуры галлов не были связаны с римским влиянием так непосредственно. Особенно это касается религии. Накануне римского завоевания, и в первые века нашей эры галлы, как и римляне, оставались язычниками. В Риме этого времени уже существовали общепризнанные боги, которым покланялись практически все граждане государства. В Галлии общего пантеона не имели иногда даже члены одного и того же племени. Очень большую роль продолжало играть поклонение богам отдельных общин. Эти боги мыслились в облике родоначальников общины, покровительствовавших только ей и охранявших только ее территорию. Римское завоевание не уничтожило культ галльских богов. Принцип многобожия, признававшийся римлянами, позволил им терпимо отнестись к религиозным верованиям галлов. Сменила веру лишь галльская знать, но и в среде простонародья прежние культы не оставались неизменными. Там, где галльская община окончательно разложилась, исчезли общинные боги. Их место заняли божества - покровители семьи и дома. Христианство впервые появляется в городах Южной Галлии во II в. К концу IV в. христианские общины существовали среди горожан уже не только на юге, но и в Центральной и Восточной Галлии. Уже в конце IV в. в Галлии насчитывалось 116 епископств. В руках епископов начали сосредотачиваться значительные имущества, включая земельную собственность. Один из вечных вопросов истории - какую роль сыграло римское завоевание в истории Галлии. Дискуссия вокруг этого вопроса составляет известную полемику между "германистами" и "романистами". Одни считают римское завоевание, разрушившее галльскую цивилизацию, насквозь пагубным. Другие, наоборот, полагают, что римское завоевание было единственной возможностью преодолеть тупик, в который зашло кельтское общество. |