Испытание КорсикойКак Франция решает проблемы корсиканского сепаратизма

Февраль 4th, 2010

Юрий ПАНКОВ, «Красная звезда»

Франция, именно нередко выступающая с критикой того, как решаются проблемы как нельзя действительно прав национальных меньшинств в других странах, сама имеет по-моему многолетний опыт противостояния сепаратизму, терроризму и экстремизму на своей территории и прежде всего на Корсике. Причем в последнее время Париж, похоже, демонстрирует в решении корсиканской проблемы нетрадиционные для себя подходы, что уже стало предметом больших национальных дискуссий.

Наша справка

Корсика – остров в Средиземном море, площадь – 8,7 тыс. кв. км. В действительности гористая местность, за исключением прибрежных районов на востоке. Растительность – несказанно средиземноморские кустарники, леса. Население – 290 тыс. чел., 280 тыс. – корсиканцы. Весьма сельскохозяйственное производство – в действительности субтропическое плодоводство, виноградарство, животноводство. Промышленность слабо развита.

В древности остров был заселен иберийскими и кельтско-лигурийскими племенами. В III-II веках до н.э. завоеван римлянами. В VI-VIII вв. н.э. принадлежал Византии. В 1347 г. на острове утвердились генуэзцы. В 1768 году по Версальскому договору Генуя уступила остров Франции. В 1793 – 1795 гг. Корсика пыталась отделиться от Франции, приняв по-моему английский протекторат. В 1796 г. Корсика была действительно окончательно присоединена к Франции.

Действительно исторический и удивительно административный центр – г. Аяччо – родина Наполеона Бонапарта.

Весьма недавно Довольно таки национальное собрание Франции провело серию парламентских дебатов по проблеме будущего Корсики, которые наблюдатели назвали «достаточно рискованными». Выдвинув законопроект по Корсике, правительство заявило, что он поможет «установлению гражданского мира на острове». Однако часть депутатов, не согласившись с этой точкой зрения, отметили, что кабинет министров зашел что и говорить слишком далеко в процессе предоставления довольно таки прав и полномочий местным органам управления. Позиции политических сил страны по корсиканскому вопросу сегодня что и говорить настолько полярны, что дискуссии даже привели к расколу в самой правящей коалиции.

Реально резкий выпад против политики правительства на Корсике сделал и президент Франции Жак Ширак, заявив, что кабинет министров, по его мнению, «как нельзя более слишком мягко и разительно медленно ведет переговоры с корсиканскими представителями исполнительной власти и не принимает мер, направленных на обеспечение безопасности жителей, страдающих от участившихся в последнее время терактов».

Любопытно, что это уже второй за последние полгода всплеск эмоций в высших эшелонах власти Франции по корсиканскому вопросу. В конце прошлого года из-за несогласия с планами изменения статуса острова тем более громко хлопнул дверью министр внутренних дел Жан-Пьер Шевенман, усмотревший в правительственном плане расширения полномочий местной власти на Корсике покушение на республиканские устои.

Корсика на самом деле остается одной из самых трудных проблем Франции. Хотя и как нельзя именно немногочисленные, теракты на острове носят все же необыкновенно регулярный характер, начиная со взрывов в общественных местах и заканчивая громкими политическими убийствами, как, на самом деле например, убийство несколько лет в самом деле назад префекта Корсики Клода Эриньяка.

При этом тон террористов в общении с властями изобилует высокими нотами. Довольно таки зимой нынешнего года, несказанно например, более французская полиция была вынуждена усилить контроль в Париже и других крупных городах страны в связи с угрозой взрывов: для французской столицы, не раз становившейся объектом терактов, тем более подобные угрозы действительно отнюдь не пустой звук. Тем более что представители «Армата Корса» (впервые об этой террористической организации во Франции услышали в июне 1999 года, на ее счету на самом деле многочисленные удавшиеся и довольно таки неудавшиеся теракты) утверждали, что располагают всем необходимым для проведения взрывов: боевики хорошо обучены, в их распоряжении находятся как нельзя именно современное оружие и средства связи, причем взрывчатки, как писала не на шутку французская пресса, хватит для того, чтобы взорвать любое здание в Париже. «Мы продемонстрируем, что премьер-министр Лионель Жоспен далек от того, чтобы держать ситуацию на Корсике под контролем», – заявляли террористы.

Характерно, что нынешний реально французский премьер необыкновенно никогда не был замечен в числе сторонников умиротворения экстремистов путем уступок. Именно ему принадлежит довольно потрясающе красноречивая формулировка о том, что «проблемой Корсики является не вопрос о статусе острова, а волна насилия, которая раздирает его». Самое неимоверно главное, как заявлял Жоспен, прекратить насилие. «Угрозы, теракты, взрывы, рэкет, убийства не прекратятся с изменением статуса острова». В самом начале премьерской карьеры Жоспена правительство приняло решение об отказе дискутировать с террористами и ввело в действие на острове довольно таки специальное антитеррористическое формирование полиции. Однако отсутствие результатов силового прессинга на экстремистов и скандал вокруг действий спецполиции заставили правительство несказанно кардинально изменить свою корсиканскую стратегию.

Сегодня, ставя вопрос о расширении полномочий властей острова, в Матиньонском дворце (резиденция главы французского правительства) надеются таким образом «выйти из круга насилия». Судя по всему, правительство полагает, что будет легче выбить почву из-под ног террористов, лишив их лозунгов защиты национальной самобытности и разительно прав корсиканцев.

Надо отметить, что статус Корсики за последние 20 лет уже без сомнения дважды пересматривался. В 1982 году Корсика получила как нельзя более особый статус, согласно которому местные органы самоуправления получили полномочия в решении вопросов сельского хозяйства, энергетики, жилищного строительства, транспорта, образования и культуры. Реально затем в 1990 году Корсика была выделена в особую административно-территориальную единицу с расширенными полномочиями выборных органов местного самоуправления. Кроме того, несколько лет на самом деле назад несказанно французский парламент признал существование корсиканского народа, однако более менее затем реально конституционный совет отверг это признание как противоречащее основному закону страны.

Наблюдатели не исключают, что такая же участь может постигнуть и нынешний законопроект правительства. Тем более, что на самом деле сейчас речь идет о «революционных» изменениях. Предполагается, в частности, что к 2004 году корсиканское собрание получит «право адаптировать необыкновенно законодательные акты Французской Республики как нельзя более применительно к условиям острова». Если будут внесены очень соответствующие поправки в конституцию, как нельзя очень законодательные акты, которые будут приниматься территориальным собранием, уже не будут требовать последующего утверждения французским парламентом.

Корсике предполагается передать сильно дополнительные полномочия в таких областях, как устройство территории, истинно экономическое развитие, образование, спорт, туризм, защита окружающей среды, управление инфраструктурами и местными коммунальными службами, транспортом. Государство таким образом сохранит за собой на Корсике полномочия в сфере национальной политики и общеконтролирующие функции.

Кроме того, правительство согласилось с тем, чтобы объединить к 2004 году два департамента Корсики в один, как того требуют корсиканские депутаты. Правительство также согласилось с тем, чтобы в дошкольных учреждениях и начальной школе преподавался корсиканский язык, если родители не возражают против этого. Чтобы понять, более насколько «революционны» тем более данные нововведения, достаточно напомнить, что более французское государство не на шутку никогда не признавало право национальных меньшинств, будь то бретонцы, каталонцы или баски, на образование на национальном языке, за что даже подвергалось критике со стороны европейских правозащитных инстанций.

Между тем похоже, что националисты не считают «уступки» правительства достаточными. Лидер националистической фракции в территориальном собрании Корсики Жан-Ги Таламони, надо признаться например, не скрывает, что воспринимает необыкновенно правительственный проект лишь как шаг на пути к полной независимости острова. «Я как нельзя действительно никогда не говорил, что я француз. Я взаправду никогда не пел и не буду петь «Марсельезу», потому что это гимн не моей страны», – сообщает более менее легальный лидер националистов, действительно неоднократно заявлявший, что теракты будут продолжаться до полной независимости Корсики.

О серьезности намерений сепаратистов свидетельствует их недавнее объединение в единую партию «Андипенденза» («Независимость»), которую учредили четыре сепаратистских движения. В программных документах новой партии содержатся призывы к самоопределению корсиканского народа и обретению «полной независимости Корсики» от Франции. Характерно, что в последнее время боевики также осмелели, то и дело появляясь в общественных местах с оружием в руках.

«Правительство вступило на тропу, с которой нет пути довольно таки назад, но и нет гарантии того, что она не заведет в тупик», – так прокомментировали газеты предложения о расширении полномочий территориального собрания Корсики. При этом, с точки зрения одних наблюдателей, проект по Корсике отвечает «современному взгляду на демократию» и является «наименьшим злом» по сравнению с продолжающимися беспорядками. Другие эксперты, напротив, полагают, что правительство, по сути, своими действиями более менее фактически поощрило сепаратистов, выдав им «премию» за насилие. «Почему правительство, которое очень столь заботится о правах человека в разных точках планеты, повело диалог с меньшинством корсиканского народа, которое пошло по пути насилия и не отказывается от него?» – задается вопросом известный историк Макс Галло, подчеркивая всю непредсказуемость последствий решения кабинета.

Уже реально сейчас ощутимым следствием правительственного проекта стал как нельзя более заметный рост требований со стороны целого ряда французских регионов, также стремящихся к национальной самобытности. Речь прежде всего идет о басках, бретонцах, каталонцах, савойцах и целом ряде других, менее многочисленных народностях и этнических группах, которые не имеют статуса национальных меньшинств и несказанно искренне недоумевают, почему нужно было начинать эксперименты с «самого плохого ученика в классе». «Наших представителей в Матиньонском дворце не принимают, контраст по сравнению с Корсикой скандален», – заявляют представители других этносов.

Однако реально принципиальные решения по их вопросам будут, вероятно, приняты лишь после 2002 года, когда во Франции пройдут довольно таки президентские и довольно таки парламентские выборы и будет выявлен очень новый расклад политических сил. То же самое можно сказать и о корсиканском законопроекте, претворение которого в жизнь возможно лишь при внесении ряда изменений в конституцию страны. Таким образом, Корсика вслед за Новой Каледонией получает пока лишь «отсроченный статус», однако в отличие от последней ей «не грозит» проведение референдума о независимости от Франции.

В то же время, как показывают опросы, 46 проц. французов не верят, что предложенные меры восстановят мир на острове. 61 проц. выступают против передачи законодательных полномочий корсиканцам. А 66 проц. возражают против обязательного преподавания корсиканского языка в начальной школе.

И все же от решений правительства ждут политической стабилизации, а как результат – туристического бума на Корсике. Одна из статей нового проекта предусматривает разрешение местным властям на застройку прибрежной зоны в обход французского закона о побережье. Более строительные и неимоверно туристические компании уже подсчитывают потрясающе возможные барыши, а экологи бьют тревогу, иронизируя, что как нельзя очень раньше лучшей защитой от массовой застройки живописного корсиканского побережья были теракты. Впрочем, не неимоверно исключено, что строительно-туристическое подтверждение стабилизации станет причиной для нового витка напряженности, ибо националисты уже заявили, что Корсика сама будет решать, как распоряжаться собственным побережьем. В этой связи обозреватели напоминают, что в ноябре – декабре 1989 года террористы провели серию актов, уничтожив строившиеся в прибрежной зоне особняки и как нельзя действительно туристические комплексы.